Аведисова Юлия Ивановна, старший воспитатель МБДОУ № 38 «Радуга»

«Таинственный и необходимый воздух». Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе

«Таинственный и необходимый воздух». Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе

 Добрый день уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом проведения открытого занятия по познавательному развитию в старшей группеЗанятие проводилось в декабре 2019 года, поэтому некоторые эксперименты имели праздничный, предновогодний характер. Тема занятия«Таинственный и необходимый воздух». Тема лёгкая и общеизвестная, и, казалось бы, ничего нового по ней показать нельзя. Моему ребёнку подарили очень интересную книгу: «Большая книга экспериментов» под ред. Антонэллы Мейяни, 2016г. Она и стала основой проведения простейших опытов для малышей, а так же новогодняя ёлка-сувенир, которая завораживает своим видом.

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздухачерез организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

4. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.

5. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

Ход занятия

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

Ребята,отгадайте загадку: он всегда находится вокруг нас, но мы его не видим и не можем потрогать, и как же плохо, когда его нет.

Его так же называют океаном без берегов и воды. Догадались? Показывается Карточка с самолетом в небе обозначающая воздушный океан.

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле. Воздух окружает нас со всех сторон и занимает всё свободное пространство, и при этом он очень таинственен.

- Я хочу вам предложить разгадать тайны воздуха. Почему мы называем его невидимкой? Вы когда-нибудь видели воздух?

Как вы думаете в стакане есть воздух?

Опыт с перевёрнутым стаканом. Опускаем стакан в воду, пузырьки поднимаются. Пузырьки это что?

- Как можно проверить, есть ли воздух в нашей группе?

Опыт с пакетом. А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаю детям пакеты) .

- Что произошло с пакетами?

- Что в них находится?

- Вот мы и открыли 1 секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, он не имеет цвета т. е. прозрачен. (показывается и прикрепляется к доске карточка «зачеркнутое цветное пятно», обозначающее не имеет цвета)

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

- А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас(мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха?

Ветер – это и есть движение воздуха. Как мы определяем из окна ветряную погоду?

- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Значит, для чего нужен воздух?

- Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке?

Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит?

- Почему появились пузырьки?

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Ещё можно взять воздушные шарики и попытаться надуть.

Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. (карточка «изображение человека»)

Д/и «Кому нужен воздух»

Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы.

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом?

Для чего необходим воздух?

Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

- Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.

- Посмотрите, что происходит с воздухом?

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха?

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Физкультурная разминка.

Ребята, как вы думаете, можно ли сжать воздух?

Возьмите шприц и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие и надавите на поршень. Поршень вернётся в первоначальное положение, будет тяжело надавливаться. Значит что мы сделали с воздухом внутри шприца?

- Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?Дети перечисляют: мяч, шарик, колесо….

Если отпустить надутый развязанный шарик что будет? Он улетит.

Правильно так как в нём сжатый воздух. Карточка сжатый воздух(«мяч или шар»)

Ребята, как вы думаете Сколько весит воздух? И вообще, имеет ли он вес?

Опыт с палочкой и шариками.На трубочку с двух сторон прикрепляются два шарика : надутый и сдутый. Трубочка кладётся по центру на опору, как весы. Надутый шарик будет тяжелее сдутого. (перевесит) Добавляется новое знание. Учёные подсчитали что 1м кубический весит 1,2 кг. В средней комнате вес воздуха 70 кг., как вес взрослого человека.

Получается воздух имеет вес?

Карточка весы.

Что происходит с воздухом при его нагревании? Опыт бутылка с шариком. На стеклянную бутылку, на горлышко надевается шарик, и поочерёдно опускается то в горячую, то в холодную воду. При нагревании воздух в бутылке расширяется (проникает в шарик и надувает его). При охлаждении сжимается.

А сейчас давайте попробуем воздух сжечь?

Опыт с банкой и свечой. Берётся тарелка, на неё ставится свеча. В тарелку наливается подкрашенная вода. Свеча поджигается и накрывается литровой банкой. Кислород в банке сгорает, и банка наполняется окрашенной водой. Опыт проводится с соблюдением мер противопожарной безопасности. Дети восприняли этот опыт как волшебство!

Какой воздух легче, горячий или холодный? Опыт Ёлочка! Для опыта взяла новогоднюю ёлку-сувенир. У основания ёлки зажигаются маленькие свечи. Под воздействием источника тепла воздух нагрелся и поднимается вверх. На верхушке ёлки находится флюгер. Дойдя до флюгера, горячий воздух давит на его витки и придаёт вращательные движения. Волшебное и завораживающее зрелище! Дети были в восторге!

Воздушный шар остаётся на высоте, пока дует горячий воздух.. Карточка воздушный шар.

Обобщение знаний о воздухе по карточкам –символам:

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе. Мы открыли много секретов о воздухе, но не все….

19 июля 2021 в 14:54
19 декабря 2022 в 11:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.